Бахрушинский Музей публикует воспоминания сына Алексея Бахрушина
Москва, 30 июня - DIXINEWS.
В 2023 году исполняется 50 лет со дня смерти Юрия Бахрушина — знаменитого историка балета и сына создателя первого в стране театрального музея. Бахрушинский выпустил исправленное и дополненное издание воспоминаний Юрия Алексеевича, которое знакомит читателей с историей купеческих семей Бахрушиных-Носовых и подробно рассказывает о промышленнике, меценате и тонком ценителе искусства Алексее Бахрушине
«Рукопись воспоминаний Юрия Бахрушина попала к нам более полувека назад — автор сам принес ее в музей. Сначала эти записи были предметом изучения музейных сотрудников, историков и исследователей искусства, затем книга была опубликована. Издание, которое мы только что выпустили, иллюстрировано фотографиями из личного архива Бахрушиных, а также изображениями из фондов нашего музея. Эта книга станет украшением любой библиотеки. Но главное, конечно, не оформление, а бесценное содержание. Ведь книга рассказывает о людях, которых отличало высокое чувство собственного достоинства, для которых главным нравственным критерием было жить по совести и приносить своей стране пользу», — говорит заместитель директора по научной работе Бахрушинского театрального музея Зоя Макаренко.
Юрий Алексеевич задумал свои мемуары в самые тяжелые для страны дни Великой Отечественной войны — октябре-ноябре 1941 года, когда столица подвергалась ежедневным бомбардировкам немецкой авиации. Многие москвичи укрывались в здании Бахрушинского музея, хотя оно не было приспособлено под бомбоубежище: просто в его стенах звуки приглушались и было не так страшно. Проходя по музейным коридорам в ожидании ударов авиации, автор вспоминал о том, что много лет назад происходило здесь, в бывшей усадьбе Бахрушиных. Тогда же он стал записывать эти истории.
Юрий Алексеевич закончил свою книгу в 1955-м году. Он создал не только своего рода летопись, памятник делу и жизни своей семьи, но и теплое, живое воспоминание о дореволюционной России с портретами известных людей начала XX века и захватывающими историями о том, как попадали в театральный музей первые экспонаты.
«Воспоминания охватывают небольшой период, но фактически рисуют широкую картину русской общественной и художественной жизни. Юрий Алексеевич Бахрушин рассказал нам о разветвленном древе семьи Бахрушиных начиная с ее родоначальника Алексея Фёдоровича, деда основателя музея. Немало страниц посвящено и предкам по материнской линии, купцам-суконщикам, миллионерам Носовым и, конечно, самой Вере Васильевне Бахрушиной, личности незаурядной, прекрасной жене и матери. Воспоминания Юрия Алексеевича Бахрушина — это книга сыновнего и гражданского долга, книга, полная любви и той особой сердечности, которые всегда отличали русскую мемуарную литературу», — пишет во вступительном слове Нина Сочинская, в прошлом — старший научный сотрудник архивно-рукописного отдела Бахрушинского музея. Нина Ивановна также осуществила научное редактирование книги и составила именной указатель.
Мемуары добавляют немало живых штрихов к портрету Алексея Бахрушина, помогая нам понять, каким необыкновенным человеком был знаменитый меценат. Юрий Алексеевич рассказывает, как отец «охотился» за театральными редкостями для своей коллекции, приобщая к этому делу и сына, как общался со знаменитыми артистами Малого театра, в какие истории попадал во время поездок за границу — Алексей и Вера Бахрушины очень любили путешествия. Так, например, автор описывает нелюбовь своего отца к гостиничным ресторанам: Бахрушины предпочитали покупать деликатесы в магазинах и спокойно ужинать всей семьей в номере отеля.
«Надо сказать, что закусывать в своем номере считалось почему-то за границей незаконным и было нечто вроде контрабанды, так что после ужина нам приходилось скрывать следы преступления. Мать тщательно упаковывала объедки ужина, и мы с отцом, забрав сакраментальный пакет, выходили на улицу и обычно шли на мост через Сену. Там мы некоторое время стояли у перил и, улучив момент, когда поблизости не было прохожих, роняли сверток в воду. В другие разы мы забрасывали его за решетку памятников, причем однажды чуть не напоролись на неприятность с часовым, которого в темноте не приметили», — вспоминает Юрий Бахрушин семейное путешествие в Париж.
Благодаря яркому литературному таланту Юрий Бахрушин выводит в книге живые характеры, пишет легко и остроумно, его истории невозможно забыть: «Отец терпеть не мог фешенебельных антикваров, торговавших на шикарных улицах в богатых магазинах, — к ним он заходил лишь по обязанности. Зато он бывал в восторге, когда натыкался на захудалого антиквара — любителя старины. С таким он немедленно заводил дружбу. Помню, как в эту поездку мы натолкнулись на старого бывшего шкипера, державшего маленькую антикварную лавчонку… В конечном итоге отец за гроши сделался обладателем целого ряда чрезвычайно редких музыкальных инструментов диких племен, а также ряда абсолютно ему не нужных вещей. Когда его впоследствии спрашивали, зачем он все это накупил, он отвечал: “Да уж больно человек приятный продавал”».