Всероссийская премьера «Беатриче и Бенедикт» Гектора Берлиоза дебютировала сегодня в Большом театре
Москва, 20 июля - DIXINEWS.
Главный театр страны завершает 247-й театральный сезон первой в России профессиональной театральной постановкой оперы «Беатриче и Бенедикт» в год 220-летия со дня рождения известного французского композитора и дирижёра Гектора Берлиоза. Премьера состоялась сегодня, 20 июля на Новой сцене Большого театра.
Скандального музыкального новатора на создание легендарной оперы вдохновила комическая пьеса Уильяма Шекспира «Много шума из ничего», либретто к которой Берлиоз написал сам.
Основную сюжетную линию постановки составляют два главных, колких на язык и непримиримых персонажа – Беатриче и Бенедикт, взаимное противостояние которых оборачивается свадьбой.
- Мне кажется, что эта невероятная пружина, заложенная у Шекспира в том, что циничные и ненавидящие друг друга люди, вдруг, благодаря какой-то волшебной мистификации, которая может быть только в городе Мессина, начинают влюбляться друг в друга, и возникает вот это наивное и совершенно потрясающее счастье, основанное на фантастической мистификации, как это всегда у Шекспира бывает и это счастье стоит всех кругов ада, – рассказал режиссёр-постановщик, народный артист России Александр Петров.
Перед началом оперы зрителю в слайдах рассказывают краткую историю о месте повествования в опере – городе Мессина на острове Сицилия, показывают его прекрасные ландшафты и радушных жителей. Однако в российском прочтении оперы есть небольшое «путешествие во времени» – вместо эпохальных событий Реконкисты в XV веке, зрителю предстают события вековой давности – сюжет постановки разворачивается в период Первой мировой войны.
- Мне кажется, Шекспир эту историю писал после затяжной войны Англии с Австрией, когда измученная за господство на водных пространствах страна, возвращалась после войны. Люди, истерзанные войной, обожжённые, попадали в какое-то столкновение с миром, возникало удивительно новое качество, в котором мог возникнуть этот самый необыкновенный сюжет, придуманный Шекспиром. Италия, в первый раз, в 1500 годах ждала мавров – это мы знаем по «Отелло», а во второй раз она побеждала уже в Первой мировой войне австрийцев где-то 1918 году. Нам показалось, что та война, шекспировская и эта война, наша, – наша нам ближе. Все те проблемы, которые были в 1500 году у героев Шекспира, могли точно также появиться и у наших героев после Первой мировой войны, – заключил режиссёр-постановщик.
Завязка действия начинается с вести о победе итальянских воинов над австрийской эскадрой в бухте Мессины в период Первой мировой войны. Полк солдат во главе с генералом Доном Педро возвращается в город с вестью о победоносном сражении. Губернатор города Мессины Леонато готовит город к торжественной церемонии встречи победителей. Дочь губернатора Геро с нетерпением ждёт своего возлюбленного Клавдио вместе с войском с места сражения. Её верная подруга и одновременно племянница Леонато, Беатриче также рада благополучному возвращению с войны объекта своих колких насмешек – офицера сицилийской армии Бенедикта. Девушка придерживается прогрессивных взглядов, ходит в шляпе-котелке и в сюртуке, под который одевает рубашку с галстуком и штаны, заправленные в сапоги. Высмеиваемый ею Бенедикт не признаёт радостей брака и считает семейную жизнь чем-то вроде тюремного заключения. Но их окружение видит ситуацию абсолютно противоположным образом – Беатриче и Бенедикт созданы друг для друга, ведь девушка, вопреки своей воле, любит сицилийского офицера.
- Это очень острый конфликт между двумя людьми, совершенно не созданными для брака, для серьёзных отношений. Люди, которые от взаимных уколов, острот переходят в конце оперы к объяснению в любви и от совершеннейшего противопоставления себя брачному союзу, переходят к тому, что это становится для них неизбежным, – рассказывает о своей роли солистка оперной труппы Большого театра Екатерина Воронцова.
Её партнёр по сцене и главный оппонент по роли, солист оперной труппы Большого театра Бехзод Давронов, описывая процесс вхождения в роль, отметил, что в отличие от своего героя Бенедикта, имеет совершенно противоположный характер.
- Что общего между мной и Бенедиктом? Не так уж и много. Скорее, всё наоборот – не как у Бенедикта. Что касается вхождения в роль, то я не знаю, смог ли в неё вжиться полноценно. У нас было мало времени для репетиций, – заключил артист.
Художественное оформление сцены представлено в виде французского баскетного парка, который украшает искусственная изгородь – калифорнийская хвоя. По мере развития сюжета, происходит небольшая смена декораций и на фоне этого парка, в зависимости от действа, появляется то больничная палата, то длинный праздничный стол, накрытый прямо посреди садовой лужайки. Такой антураж, по словам сценографа Семёна Пастуха, сделан специально, так как развитие сюжета происходит в период Первой мировой войны.
Управляет мелодией оркестра оперы специально приглашённый для этой постановки известный немецкий дирижёр Жюльен Салемкур.
Главные партии в опере исполнят солисты оперной труппы Большого театра – Екатерина Воронцова, Цветлана Омельчук, Юлия Мазурова (Беатриче), Бехзод Давронов, Константин Артемьев, Илья Селиванов (Бенедикт), Анна Аглатова, Гузель Шарипова, Альбина Латипова, Анастасия Сорокина (Геро), Василий Соколов, Юрий Сыров (Клавдио), Алина Челкаш, Дарья Белоусова (Урсула), Денис Макаров, Даниил Акимов, Владислав Попов (Дон Педро).
Премьеры спектакля пройдут на Новой сцене Большого театра 20, 21, 22 и 23 июля в 19:00 и в 14:00.