Омичи отправились на трамвайную экскурсию в поисках тайн Неизвестного Омска

Омск, 27 января - DIXINEWS.

Команда проекта «Делай город» вместе с историком-краеведом Кириллом Демьяновым провели экскурс в прошлое Ленинского округа, который когда-то был самостоятельным городом.

Продолжительность маршрута составляет полтора часа и рассчитана для аудитории от шести лет. Специально арендованный трамвай следует по линиям №2 и №8 без остановок. Путешествие стартует на остановке «Цирк» и завершает свой путь у трамвайного депо. Пассажиры имеют уникальную возможность сравнить старые фотографии города с современными видами за окнами, узнать о роли трамвая в истории Омска, разобраться, почему маршруты проходят по конкретным улицам и каким образом этот вид транспорта способствовал соединению разных частей города.

На данный момент для жителей города уже организовали две таких поездки — в декабре и январе. Кирилл Демьянов подробно рассказывает о том, что из себя представлял город Ленинск-Омский и каково его происхождение. В 1894 году, во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, на левом берегу Иртыша появилась станция Куломзино. Сегодня это станция Карбышево, расположенная в микрорайоне Старый Кировск. Последующим этапом стал рост нового города Ново-Омск. В 1896 году на Иртыше построили железнодорожный мост, после чего поселки, населенные железнодорожниками, начали активно развиваться на правом берегу. Служащие, инженеры и руководители проживали в Белом городке, а чернорабочие, занятые на обслуживании Транссиба, обосновались в Черном городке, который находился за железнодорожной насыпью. Кроме того, южные земли Омска в те времена принадлежали Сибирскому казачьему войску, что именовалось Атаманской станицей.

«Сибирское казачье войско — это неотъемлемая часть нашей истории. Оно играло заметную роль не только в военно-политических процессах региона, но и в развитии экономики. Войско выполняло стратегические задачи, связанные с расширением и охраной границ. Более того, оно являлось одним из крупнейших землевладельцев в Сибири. Масштабные территории, которые мы пересекаем, начиная с остановки „Цирк“ и до улицы Калинина, находились в собственности казачьего войска. Казаки поддерживали прокладку железной дороги через эти земли, что дало им возможность развивать новые виды деятельности», — пояснил Кирилл Демьянов. Он также отметил, что наименование «Атаманская станица» сохранялось до момента установления советской власти в ноябре 1919 года. В это время в Омске разместился Сибревком, главный орган управления Советской Сибири, который начал решать вопросы унификации городской структуры. В 1921 году территории города были реформированы: Ново-Омску сохранили прежнее название, а Атаманская станица получила имя Ленинск-Омский, что соответствовало идеологическим требованиям той эпохи. К слову, это был один из первых населенных пунктов, названных в честь Владимира Ленина при его жизни. Сам же Ленин не одобрял установку памятников и переименований в свою честь. Исключение делали для малых поселений.

Маршрут автобусной экскурсии также пролегает мимо сохранившихся дореволюционных зданий в районе Ленинского рынка, бывшего кинотеатра «Октябрь» и строений, относящихся к 1930–1940 годам. Трамвай проезжает через бывший Белый городок по улице Котельникова, разворачивается на кольце и возвращается на улицу Серова.

В дальнейшем Ленинск-Омский был включен в состав Омска, хотя название Ленинского района, а затем и округа прочно укоренилось в городской топонимике. Интересный факт: почему главная улица района носит название проспект Маркса, а трамвайный маршрут проходит по второстепенной улице Серова? Всё объясняется историей. В прошлом улица Серова была парадной: именно ею пользовались гости города, прибывающие на вокзал, чтобы направиться в центр Омска. По этой причине в 1930-х годах здесь начали возводить здания в стиле сталинского ампира — двух- и трехэтажные дома с красивой архитектурой. Во время войны строительство было приостановлено, и финальный облик улица приобрела лишь в 1950-х годах. Что касается проспекта Маркса, он на тот момент еще не существовал.

Улица Серова сегодня уже не выглядит столь торжественной, как раньше. Многочисленные здания с архитектурной пышностью постепенно утрачивают свой первоначальный вид. Однако в 1930-х годах здесь проходил первый трамвайный маршрут, соединявший железнодорожный вокзал с городским театром. Площадь Серова, где и сегодня проезжают современные трамваи с экскурсоводами, овеяна старинной легендой. Многие коренные жители Омска, возможно, слышали, что в народе площадь ранее носила название Карлушка.

«Площадь Карлушка с таким причудливым названием появилась еще в дореволюционное время. Подчеркну, что эта легенда не подтверждена документально, – поделился историк Кирилл Демьянов. – У начальника железнодорожной станции Омска был сын по имени Карл. Как любому ребенку, ему нужно было посещать школу, которая располагалась в здании атаманской гимназии на месте современной площади Серова. Чтобы мальчику не приходилось идти одному в темные зимние утра, начальник станции организовал остановку на городской ветке железной дороги. Эта остановка и получила название Карлушка – в честь сына».

Свое сегодняшнее название улица Серова приобрела в конце 1930-х годов. До этого периода она носила имя Рассохина. Историки до сих пор затрудняются с точным происхождением этого названия, однако предполагается, что оно связано с фамилией председателя городской управы Атаманской станицы. На тот момент улица охватывала лишь территорию рядом с Ленинским рынком. В 1939 году она была переименована в честь летчика-героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова, который погиб во время выполнения полета.

Примечательно, что перед этим улицу называли именем Валериана Куйбышева. Дальнейшее переименование произошло из-за того, что в Омске оказалось сразу две улицы с таким названием. Проблема стала особенно актуальной после слияния Ленинска-Омского и Новоомска с Омском. В течение девяти лет почтальонам приходилось разбираться с путаницей, возникшей из-за одинаковых названий.

Трамвайный экскурсионный маршрут покидает территорию Ленинска и окрестности, проходя мимо одного из самых интересных районов Омска – 16-го Военного городка. В теплое время года здесь организуются пешие экскурсии. В этой местности сохранились участки земли, принадлежащие Министерству обороны. Однако до революции здесь располагались пехотные полки Сибири. Улица Жукова, по которой также проходит маршрут, ранее носила название Лагерной: она вела к летним лагерям Сибирского казачьего войска. Воспитанники дореволюционного Кадетского корпуса, известного как Казачий корпус, проходили на этих землях строевую и физическую подготовку, занимались стрельбой. Недалеко находился ипподром, поскольку для казаков лошади имели особое значение.

Трамвай следует через улицу Жукова с деревянными домами дореволюционного периода, Казачьей слободой, а также современными зданиями, такими как «Башни Сакена». Здесь же можно увидеть историческую синагогу, а также кирпичные дома, признанные культурным наследием. Этот просторный и насыщенный историями район заслуживает самостоятельной экскурсии.

В Казачьем форштадте Омска исторически проживали соседи различных национальностей: русские, немцы, поляки, татары, казахи и евреи. Еврейская община оставила заметный след в истории района, занимаясь бизнесом – управлением доходными домами, торговлей, аптечным делом. Даже сегодня на некоторых зданиях сохранились звезды Давида. В старинном деревянном доме на улице Лермонтова работает аптека, единственная в Омске, которая сохранила свое назначение через три исторические эпохи – дореволюционную, советскую и современную.

По соседству расположено здание бывшей табачной фабрики купцов Серебрянниковых, которые, несмотря на русскую фамилию, были родом из Армении. Это предприятие считалось одним из крупнейших в России. Омские сигареты экспортировались за границу, что делало их настоящими табачными магнатами.

Кстати, улица Лермонтова стала свидетельством одного из первых проявлений гражданской позиции омичей. Ранее она носила название Томская, поскольку вела к тракту, ведущему до Томска, но городские власти решили переименовать улицу в честь великого поэта. Однако более 20 домовладельцев обратились с прошением в Городскую думу отменить это решение, выразив несогласие. Власти, однако, остались непреклонны.

Экскурсионный трамвай сворачивает на улицу Богдана Хмельницкого. За ней открываются многочисленные «Линии», аналог которых можно встретить на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Появление таких названий в Омске связано с событиями Гражданской войны и деятельностью архитектора Дмитрия Вернера. Работая в управлении коммунального хозяйства, он предложил систему упрощенной нумерации улиц, на пример Англии и США. Его реформы воплотили в жизнь уже при советской власти, начав с нумерации: от 1-й до 10-й Линий и далее.

Улица Богдана Хмельницкого получила свое название в 1948 году в честь 300-летия воссоединения России и Украины, отмечая событие Переяславской рады. В послевоенное время здесь появились первые двухэтажки в стиле "сталинского ампира", ДК завода Баранова и другие знаковые архитектурные объекты.

«Трамвайные маршруты 30–40-х годов были основным видом общественного транспорта в Советском Союзе, – рассказывает Кирилл Демьянов. – Омск не стал исключением. Развитие трамвайного движения началось в 1936 году. Первый маршрут соединял вокзал с театром, а позже его продлили до городка Водников, а затем – до сельхозинститута».

Заключительной точкой маршрута становится депо за цирком. Команда проекта «Делай город» обращает внимание на сохранение трамвайного сообщения как удобного и экологически чистого вида транспорта. В марте они планируют организовать ещё несколько таких экскурсий с участием Кирилла Демьянова.