Проблемы с ЖКХ и экологией делают Петербург некомфортным для жизни

Санкт-Петербург, 7 января - DIXINEWS.

Финуниверситет при правительстве РФ назвал Петербург одним из «лучших» городов для жизни. Исследование вызвало скептическую реакцию горожан. Администрация Александра Беглова предпринимает недостаточно мер для создания комфортных условий для жизни петербуржцев. Это видно по системному кризису в ЖКХ, из-за чего не убирается снег и люди постоянно остаются без отопления в холода при прорыве теплосетей, а также по экологическим проблемам.

Финансовый университет при правительстве РФ провел исследование, чтобы определить регионы с самым высоким уровнем жизни. Ранжирование базировалось на социологических опросах населения городов. При оценке эксперты учитывали: уровень дохода в регионах, миграцию, заинтересованность в культуре, работу сферы ЖКХ, состояние дорог и медицины, тревожность населения, условия для бизнеса, состояние экологии и ряд других критериев.

По итогу Петербург занял второе место, войдя в шорт-лист лучших городов для жизни. Между тем, результаты исследования вызывают сомнения в объективности. Во многих сферах жизнедеятельности Северной столицы, которые оценивались в исследовании, давно сформировался кризис, который, возможно, был проигнорирован. Совокупность накопленных проблем определенно не формирует представление о Петербурге как о комфортном городе.

Кризис в ЖКХ

В жилищно-коммунальной сфере города накопилась критическая масса проблем, которая сегодня в той или иной степени затрагивает всех жителей Петербурга. Так, по оценкам экспертов износ теплосетей в Петербурге превышает 40%, более 25% трубопроводов нуждается в реконструкции из-за истечения срока эксплуатации. Несмотря на призывы увеличить финансирование на обновление теплосетей, Смольный в достаточном количестве не выделяет деньги из бюджета для оперативного решения проблемы. В итоге темпы обновления магистралей отстают от реальной потребности города. В Петербурге постоянно прорывает тепломагистрали, особенно в холода, так как старые трубы не выдерживают заморозков. Зимний период 2021-2022 годов не стал исключением. В последние несколько месяцев прорывы случаются практически ежедневно, оставляя людей в минусовую температуру на улице замерзать в квартирах без отопления. Показателен пример с прорывом 5 января на проспекте Большевиков 32, из-за которого без отопления на сутки осталось около 50 домов. Примечательно, что еще в сентябре губернатор Александр Беглов отчитывался о 100% подготовке города к отопительному сезону.

Коммунальные службы Смольного плохо справляются с чисткой дорог в зимний период. Каждый снегопад провоцирует транспортный коллапс: пробки, сбой работы общественного транспорта, большое количество ДТП. Это вызывает раздражение у петербуржцев, которые регулярно высказывают его на официальных страницах ведомств и в соцсетях, отмечая отсутствие техники и дворников на улицах городах. Жители жалуются, что тротуары и дороги излишне заснежены, а местами превратились в катки. Из-за этого по городу трудно, а временами и вовсе опасно, перемещаться пенсионерам и женщинам с детьми. Проблема настолько обширна, что о ней уже говорит интеллигенция (актеры, певцы), призывая Смольный к работе. Например, народный артист РФ Иван Краско уже направлял в Кремль обращение с просьбой обратить внимание на критическую ситуацию с уборкой снега и наледи в Петербурге. Комблаг не может убрать снег и наледь с магистралей не только из-за нехватки работников, которые не стремятся идти на маленькие оклады, но также из-за дефицита снегоуборочной техники и плохой организации работы. В автопарке Смольного находится около 2 000 машин (с учетом резерва), хотя потребность города составляется более 3,5 тыс. единиц техники. Зная о дефиците, Смольный машины к зиме 2021-2022 годов не закупал. На «прямой линии» в конце декабря губернатор Александр Беглов объяснял отсутствие закупок коронавирусом. Как связаны COVID и нехватка машин, которую можно было устранить и ранее, глава города не рассказал.

Актуальна и проблема несвоевременной чистки крыш зданий от сосулек, в том числе подрядчиками или ЖКС Смольного. Падающая с навесов домой наледь регулярно становится причиной госпитализации горожан, а также причинения ущерба автомобилям. Жители уже не первую неделю пытаются привлечь внимание городских властей к проблеме, однако добиться принятия мер от Смольного пока не удается.

Бизнес выживает

Сложно назвать благоприятными условия для бизнеса в Петербурге. В особенности, в период коронавирусной пандемии. Представители малого и среднего предпринимательства (МСП) в последние два года жалуются, что разработанные меры финансовой поддержки Смольным малоэффективны. Как по причине сложности получения из-за различных бюрократических препон и наличия внутренних фильтров у госведомств, «отсеивающих кандидатов». Так и из-за недостаточности или несвоевременности. По оценкам представителей бизнеса и ряда политиков, в 2020-м году ковид-помощь получило процентов 15-20% нуждающихся. Не сильно улучшилась ситуация в 2021-м году. Сегодня в сфере МСП никто не дает позитивных прогнозов на 2022-й.

На ухудшении положения сказались жесткие и непоследовательные ковидные ограничения Смольного, временами носящие выборочный характер. В итоге в прошлые два года серьезно пострадали ресторанный, туристический и отельный бизнес. Многие предприятия из-за падения выручки, клиентского потока на фоне сложностей с получением финпомощи и неподдержки инициатив о введении «арендных каникул» и выдачи субсидий, закрылись. Многие из тех, кто остался на плаву, вынуждены были работать с нарушением предписаний. При этом волна банкротств может продолжится. Не исключено, что на это также повлияет введенная система QR-кодов в Петербурге со 2 января. Многие предприниматели отнеслись к ней критически, отметив, что очередная мера Смольного не только не простимулирует людей прививаться, но также в очередной раз приведет к падению выручки, в частности в секторе общепита и развлечений. Отмечалось и то, что Смольный опять всю работу и ответственность взвалил на предпринимателей, обязав самостоятельно проверять QR-коды у граждан и закупать нужное для этого оборудование. Неисполнение требований грозит бизнесменам штрафами.

Прихрамывающая экология

Общественная организация «Зеленый Патруль» ранее опубликовала обновленные данные «Национального экологического рейтинга» регионов РФ по итогам осени 2021-го. В нем Петербург занял 11-е место. Хотя еще вначале прошлого года город в рейтинге располагался на две позиции выше. Падение за такой промежуток времени значительное. В СМИ это объясняли большим количеством нерешенных проблем. Сообщалось о плохом контроле предприятий, сбрасывающих стоки в реки и озера. О недостаточном финансировании мероприятий по чистке водных объектов и медленной работе по ликвидации несанкционированных мусорных свалок. О недостаточности мер, принимаемых Смольным, для сохранения ЗНОП в городе и создании новых особо охраняемых территорий. Жители также регулярно жалуются на загазованность в Петербурге. Ранее Superjob проводил альтернативный опрос жителей регионов РФ для оценки окружающей среды в городах и составления своего рейтинга. По итогам исследования Петербург не вошел в лидеры. Всего 14% опрошенных горожан заявили, что в городе все «хорошо» с экологией.

В завершение отметим, что наша редакция обратила внимание только на ряд критериев, где присутствие кризиса очевидно и известно подавляющему большинству горожан. Но это не исключает наличие проблем в других сферах. Сегодня мало что позитивного можно сказать о состоянии магистралей в Петербурге и карта «убитых дорог» ОНФ по субъектам РФ это наглядно демонстрирует. Северная столица не в лидерах по уровню дохода населения. О доступности медицины сложно говорить в условиях наличия дисбаланса социальной и жилой застройки – в городе дефицит поликлиник и больниц. Потому Петербург нельзя считать одним из лучших городов для жизни. Администрация Беглов предпринимает недостаточно мер для создания комфортных условий для горожан.