Директор "Птицефабрики Чайковская" объяснил подорожание яйца давлением внешних факторов
Чайковский, 2 декабря - DIXINEWS.
Директор ЗАО "Птицефабрика Чайковская" Петр Степанович Бельков объяснил подорожание яйца и птицеводческой продукции, в которой сейчас разбирается Федеральная антимонопольная служба.
В последнее время интернет-сообщество вдруг очень обеспокоилось положением дел в российском птицеводстве. С демагогической безаппеляционностью – родной сестрой некомпетентности – следуют выводы о непомерных аппетитах птицеводов, поднявших цены до небес и даже выше; о том, что куриное мясо и яйцо во вселенских масштабах гонят за границу; что вот-вот опустеют полки магазинов…
У нас не было сомнений, к кому можно и даже нужно обратиться за профессиональными разъяснениями по этому вопросу – к директору ЗАО «Птицефабрика Чайковская» Петру Степановичу Белькову. Пётр Степанович – один из патриархов птицеводства в Прикамье.
"Я такой старый, – смеётся он, – что дома пахал огород сохой, взятой у отцовского брата!». В птицеводстве он уже 53 года, помимо того многого, что делает, он ещё и не одно десятилетие отслеживает динамику изменения цен. Подчёркивает, что это очень полезно и наглядно. Так, по сравнению с 1990 годом дизельное топливо подорожало в 1400 раз, электроэнергия – в 869, пшеница – в 105, а куриное яйцо… – всего в 43. А ругают, почём зря, птицеводов – за то, что они, злыдни, так подняли цены на свою продукцию!"
Начнём с азов
По словам Петра Степановича, в последние годы рентабельность в птицеводстве составляла от 0 до 2 процентов. За 9 месяцев этого года в среднем по отрасли она выросла до 18% (чтобы нормально развиваться, должна бы быть 25%). Это и есть те самые «длинные» деньги (не путать с «длинными рублями»!), необходимые для создания новых предприятий и развития производств в АПК, для обеспечения продовольственной самодостаточности и безопасности страны. Тем не менее, кто-то сразу скомандовал ФАСу «Фас!» – аграрии, мол, жируют – из лаптей в резиновые сапоги переобулись.(Федеральной антимонопольной службе)
Для птицеводов самым хорошим выдался 2018 год. Зерно покупали по 5-6 рублей за килограмм. Потом оно стало дорожать, и к октябрю 2021 года цена достигла 19 рублей 12 копеек. В то же время отпускная цена десятка яиц составляла 51 рубль. А наценка торговых сетей, по данным Росстата, в этот период доходила до 57%! При этом затраты у сетевиков, по подсчётам Петра Степановича, в 270 раз меньше, чем у производителей сельхозпродукции. Тем не менее, именно они правят бал, диктуют условия, оплачивают продукцию только через месяц, после того, как продали её. Все директора предприятий АПК призывали к наведению порядка – и Минсельхоз, и правительство, подключали депутатов Госдумы – бесполезно.
"Мы должны отстаивать свои интересы и двигаться дальше, – уверен Пётр Степанович. – Если нас не станет, то будет, как раньше, когда до 1979 года страна ела польское яйцо и польскую курицу. Даже тара под яйцо – картонная коробка – тоже была родом из Польши. Беда в том, что сейчас из-за санкций нам ничего не продадут – голодайте, мол! Так что надеяться стоит только на себя».
Раньше работал Госплан, собирались данные, что птицеводам надо. Его смешали с грязью – а зря, потому что все развитые страны переняли отечественный опыт и планируют свою деятельность на две-три пятилетки вперёд. А мы сейчас живём одним днём – вчерашним.
Я не плачусь, я – оптимист, – продолжает Пётр Степанович. – Мы всё равно не стоим на месте. Светлое пятно – правительство повернулось лицом к сельскому хозяйству – видимо из-за того, что в стране выросло производство зерна и государство начало зара-батывать на его экспорте. За счёт кредитов банка – а в последние годы давали частично субсидируемые кредиты, произошёл всплеск, и мы получили возможность идти вперёд. Появилась небольшая, но уверенность в завтрашнем дне. Начали строить новые объекты – убойный цех, холодильник, яйцесортировочный цех, занялись модернизацией технологического оборудования.
А то, что пишут в интернете – что много куриного мяса и яиц продаётся за границу, так это ерунда. Экспорт составляет менее одного процента от общего объёма производства. Экспортируется, преимущественно в арабские страны – Иран, Ирак, ОАЭ, столько же, сколько импортируется.
Замечание по поводу роста цен на куриное мясо – оно стоит в три раза дешевле говядины. Интересно, что бы сейчас россияне ели, если бы не курятина, ведь поголовье крупного рогатого скота по сравнению с 1990 годом сократилось в 5 раз! За это, видимо, нужно сказать спасибо гайдарам, чубайсам и иже с ними, которые вещали: зачем что-то производить самим, когда всё можно купить за границей. Допокупались…"
Весь изъян – на крестьян!
Цены на продукцию птицеводческих хозяйств формируют торговые сети. Если птицефабрика чуть завысит свою цену – останется без сбыта. Цены на яйцо колеблются в зависимости от сезона: летом они снижаются, осенью-зимой – повышаются. Пётр Степанович так и сказал: «Нас выручают октябрь, ноябрь и декабрь, а также пасхальные месяцы – март и апрель с их высоким спросом на яйцо, а потом пять месяцев подряд мы работаем себе в убыток».
Это привело к тому, что за многие годы у птицефабрик были вымыты оборотные средства. Птицеводы отдают сетям продукцию на месяц без оплаты, в то же время сами покупают зерно, белковые добавки и оборудование только по предоплате – иначе просто ничего не приобретут. И в этой вилке они находятся постоянно. Другая вилка – между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Ещё одно следствие отсутствия оборотных средств – трактора в хозяйствах эксплуатируются по сорок лет, хотя должны работать максимум десять-двенадцать.Чем старше техника, тем дороже обходится её эксплуатация, ведь ей приходится постоянно ремонтировать. Пётр Степанович пришёл на предприятие 37 лет назад, тогда же был приобретён трактор К-700. Он до сих пор в строю: весной и осенью пашет, дискует; в период между посевной и уборочной корчует лес; зимой с бульдозерным навесным оборудованием чистит дороги. Он обошёлся в 500 тысяч рублей, что тогда казалось страшно дорого, но, оказывается, всё познаётся в сравнении – нынче приобрели опять же К-700 – уже за 19,5 миллионов рублей. Чуть улучшенный, конечно, прежнего – с кондиционером.
Не обошёл вниманием Пётр Степанович и оборудование для содержания птицы: «По нормативу оно должно работать 8–10 лет. Большинству же нашего – больше двадцати. Мы его латаем, поддерживаем в работоспособном состоянии, чтобы не покупать новое. При наших объёмах – на птицефабрике 28 корпусов, мы каждый год должны реконструировать два, а реконструируем один. В один прекрасный момент клетка разрушится, и птицу некуда будет садить.
Мы находимся в непростом положении, а нас, не разобравшись в ситуации, сегодня ругают со всех сторон – и покупатели, и власть. Опять весь изъян на крестьян – это не нами придумано когда-то очень давно, но справедливо по сей день"- дополняет Петр Степанович.
Добавим, что производства птицеводческого оборудования в стране вообще нет. Поэтому птицеводам со слезами в душе приходится идти к нашим заклятым немецким друзьям и втридорога брать птицеводческое оборудование у них. В принципе, оно должно окупаться за 2-2,5 года, но из-за дороговизны окупается за 5-6 лет или не окупается вообще. Мало того, что оно дорогое, проблем ещё и в том, как его доставить. Даже если что-то и проводится в России, то комплектующие из той же Германии доставляются через Турцию.
«Короче говоря, трудностей и проблем – выше крыши, – сетует Пётр Степанович. – В связи с гриппом птицы препоны ставят Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Надзирающие органы начинают понимать нас только тогда, когда в стране перестаёт хватать яиц и куриного мяса. Короче говоря, сегодня все нам «помогают». Наверное, поэтому в нынешнем году в России поголовье птицы по сравнению с предыдущим сократилось на 16 миллионов голов».
И немного позитива
В этом году птицефабрика вновь нарастила производство яиц и к Новому году должна на 10 процентов превзойти показатели 2022 года – произвести 320 миллионов яиц. Производство мяса останется на прежнем уровне – 1600–1700 тонн. Пётр Степанович ещё раз подчеркнул, что птицефабрика «Чайковская» ориентирована, в первую очередь, на производство яиц, а не мяса. Производство куриного мяса для неё убыточно вследствие небольших объёмов. Тем не менее, руководство Чайковской птицефабрики не отказывается совсем от мясного направления – в заботе о потребителе, который привык к местному куриному мясу, полуфабрикатам из него и готовым деликатесам. Да и интерес к птицефабрике поддерживается тем, что в её фирменных магазинах всегда в наличии, кроме яиц, привлекательные для чайковцев продукты из куриного мяса – разнообразные, вкусные, полезные и качественные.
Сегодня вместо одноярусного оборудования по содержанию птицы применяется восьмиярусное, которое закупается в Германии. Один такой корпус в эксплуатации уже введён, реконструируется следующий, рассчитанный на 105 тысяч несушек. Остов его уже прорисовывается, на днях завезены стеновые панели. Примерно через месяц привезут кровлю. Оборудование фирмы «Big Dutchman» стоимостью 75 миллионов рублей поступит в январе. Оплата за него разбита на 4 транша, два уже проплачены. Корпус будет запущен в июне 2024 года.
На птицефабрике сейчас трудятся 475–480 человек плюс 15 по аутсорсингу, хотя ещё несколько лет назад за воротами стояли 10–12 человек, желающих работать на птицеводческом предприятии. Людей не хватает, как впрочем, по всей стране и во всех отраслях.
Пётр Степанович как-то сказал, что хороший руководитель должен смотреть на пару пятилеток вперёд. Интересно, а в нынешней ситуации можно ли заглядывать так далеко? Оказывается, можно.
"По крайней мере, на пятилетку вперёд, – замечает директор птицефабрики, – мы смотрим, видим и кое-что делаем. Как говорят на селе, умирать собирайся, а рожь сей. Вот и мы – в завтрашнем дне не уверены, но новейшую яйцесортировальную машину, которая заменяет 7 устаревших, в новом цехе установили. Сидим в кредитах, но двигаемся дальше. Корпус для несушек модернизируем, о чём я уже говорил. Всероссийский НИИ комбикормовой промышленности проектирует для нас новый комбикормовый цех. Всё в нём будет на новом технологическом уровне – с тепловой обработкой кормов для несушек и гранулированием для молодняка, с хранилищем зерна на 7 тысяч тонн. Производительность – в три раза больше, чем у действующего – 30 тонн комбикормов в час. Первая оплата за проект, стоимость которого – 7,5 миллиона рублей, уже произведена. Планируем запустить цех в 2025-26 году".
На рабочем столе Петра Степановича Белькова стоит табличка со словами, в которых отражено его жизненное кредо «Делай то, что любишь. Люби то, что делаешь». В них и секрет достижений птицефабрики, и залог того, что у чайковских птицеводов, несмотря ни на что, всё будет хорошо…