Московские гастроли театра балета Бориса Эйфмана завершатся легендарной «Анной Карениной» в Большом театре
Москва, 28 июля - DIXINEWS.
Специально приглашённые гости одного из самых главных театров страны – Большого театра, вновь радуют жителей столицы своими фантастическими творениями – хитами современной балетной драмы – спектаклями «Чайка. Балетная история» (12+), «Евгений Онегин» (12+), «Анна Каренина»(16+).
Тетралогию балетных спектаклей открыла уже ставшая знаменитой драма «Чайка. Балетная история». Первый показ гастрольного тура состоялся 25 июля. После пресс-показа, состоявшегося за два часа до начала спектакля, зрительный зал наполнили неравнодушные к красоте современного балета и творчеству Эйфмана москвичи.
Рассказывая про свою «Чайку», Борис Яковлевич Эйфман не может не отметить, что всё, что хотел сказать автор между строк, показано в данной постановке.
- Мы пытались языком тела, движением выразить как бы эмоцию, потому что как бы эмоция, она у Чехова скрыта, но мы не побоялись её открыть для зрителя и открыть то, что находится между строк, а между строк там большие страсти. Не случайно он назвал 6 пудов любви в этой пьесе и, казалось бы, где там любовь, а там любви очень много, и мы попытались её выразить, но любовь у Чехова всегда несчастна. Поэтому мы пытались открыть ту драму, которая находится в балетном закулисье. Ведь не случайно пьеса у него называется «Чайка», а у нас балет «Чайка. Балетная история». Потому что в пьесе Чехова её персонажи – люди театра и у них всё время разговоры о творчестве, об искусстве. Не случайно Костя Треплев говорит о новых формах. Мы попытались в нашем спектакле открыть новые формы и старые формы, – рассказал в интервью журналистам худрук и основатель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман.
Сюжет эйфмановской постановки в отличие от пьесы Чехова происходит не на территории имения Треплевых, а за балетным станком и в «кулуарах» закулисья. И незавидная доля «Чайки» здесь, в отличие от пьесы Чехова, достаётся не Нине Заречной, а Косте Треплеву. Социальное положение других главных героев – Бориса Тригорина, Нины Заречной, Ирины Аркадиной тоже трансформированы под современность. Молодого солидного беллетриста Бориса Тригорина здесь заменяет мэтр балетной хореографии, создающий запоминающиеся и яркие постановки, дочь богатых помещиков, утончённую артистку Нину Заречную воплощает в эйфмановской постановке амбициозная танцовщица балетной труппы, молодая талантливая балерина Нина, которая, имея страстную любовь к этому виду искусства, самозабвенно борется за место первой с не менее увлечённой сценой и танцем примой балетной труппы Ириной Аркадиной. Увлечённый балетом, как особым видом искусства, Константин, ищет новые формы для вдохновения зрителя и диалога с ним, но соперничающий с ним Тригорин, умудрённый опытом и незыблемой академической школой, идёт по другому пути, вкладывая все свои силы в работу над танцем и содержательностью сюжета. В итоге, стремления и надежды идеалиста претерпевают крах.
«Действие в нашем спектакле перенесено из усадьбы в репетиционный зал, где экспериментатор Треплев, одержимый поиском новых танцевальных форм, противостоит успешному хореографу Тригорину, ставящему свою версию «Лебединого озера», а юная артистка Заречная соперничает с властной примой Аркадиной. Применяя инструментарий языка балета, мы размышляем о мятежной попытке взлета души и разрушительном гнете повседневности, многоликости любви и обречённости человека на одиночество, наконец, – о самой сути театра. Точкой пересечения линий главных героев выступает творчество, помогающее превознестись над обыденностью, обрести себя, но также приносящее лишения и внутренние страдания. Каждый из персонажей проживает собственную жизнь в искусстве и демонстрирует особый тип художественного таланта. Каждому – на сцене и в реальности – уготованы свои страхи и разочарования», – рассказывает в интервью Борис Эйфман.
Другое, не менее знаменательное в гастрольном репертуаре творение Эйфмана на сцене Большого театра – балетный спектакль «Евгений Онегин». Монументальный роман Пушкина в стихах, ставший одним из символов русской классики как для многих россиян, так и для иностранцев, в творении Бориса Эйфмана обретает новое качество. Действие переносится в наши дни. Вместо меланхоличного романтического героя – сын богатых родителей, уставший от бессмысленного общения и пустоты, молодой мажор Евгений Онегин. Для того, чтобы обрести новый смысл в жизни, он приезжает в одну из российских деревень, где внезапно знакомится с молодой застенчивой девушкой Татьяной, всю жизнь прожившую в этом селении. Там же он знакомится с ещё одним интересным ему человеком – Владимиром Ленским и, постепенно познавая другую жизнь – жизнь людей из провинциального российского посёлка, и предаваясь его развлечениям, влюбляется в сестру Татьяны, красотку Ольгу и, как и описывается по классике Пушкина, убивает Ленского. Трогательное признание Татьяны в любви он цинично отвергает, и, в итоге, встретив свою «бывшую» в одном из мегаполисов нашей родины изрядно изменившейся, терпит полное фиаско.
«Всем своим творчеством я пытаюсь разгадать тайну русской души. И обращение хореографа к роману «Евгений Онегин» – это еще одна попытка выразить таинство духа. Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан? Искусство хореографии не готово ответить на актуальные вопросы жизнеустройства общества. Но, участвуя в творческом их осмыслении, анализе и индивидуальной оценке, мы тем самым участвуем в процессе его совершенствования», – говорит в одном из своих интервью об этой постановке Борис Эйфман.
Ещё одно философское размышление о русской душе от мэтра современного балетного искусства будет представлено зрителю сегодня, 28 июля. Балетный спектакль по мотивам романа Достоевского «Братья Карамазовы» – «По ту сторону греха» поднимает на новый уровень тезис «если Бога нет, то всё дозволено»; теперь, по словам Бориса Эйфмана, этот тезис можно интерпретировать в противоположном направлении – «и Бог есть, и всё дозволено». Герои его творения – братья Карамазовы Алёша, Иван и Дмитрий терзаются чувством вины из-за убитого кем-то из них отца. И пытающие их муки совести, впоследствии, ввергают их в безумие и бесконечное стремление искупить свой грех.
«Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев… В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено». Современная эпоха могла бы быть исчерпывающе описана с помощью иных слов: «И Бог есть, и все дозволено». Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры – размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире», - рассказывает Борис Эйфман журналистам.
Заключительной частью гастрольного тура в Большом станет популярная у российского зрителя балетная драма Эйфмана «Анна Каренина». Поставленная фактически по тексту произведения, эйфмановская постановка с первых минут погружает зрителя в атмосферу быта главных героев, где терзания Анны становятся ощутимыми, но не менее захватывающими и яркими.
«Роман «Анна Каренина» всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автором психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление её личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений… Она предпочла всепоглощающее чувство к любимому мужчине долгу матери перед сыном. И обрекла себя на жизнь изгоя. Не было счастья ни в путешествиях, ни в привычных светских увеселениях. Присутствовало ощущение трагической несвободы женщины от чувственных отношений с мужчиной. Эта зависимость, как и любая другая, – болезнь и страдание… Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», – отмечает в интервью журналистам Эйфман.
Хореография его постановок – это соединение классического балета с балетом в стиле модерн, в котором также присутствуют элементы хореографии джаз-балета. Особенность балета Бориса Эйфмана также заключается в том, что его постановки построены на произведениях литературных классиков, где в движении артистов балетной труппы, «читается» текст и воссоздаётся образ повествования. По словам самого основателя Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, Бориса Яковлевича Эйфмана, зритель, увидевший на балетной сцене произведение классической литературы, может обрести желание ознакомиться с ним через книгу.
Гастрольный тур Санкт-Петербургского академического театра балета в Большом театре проходит в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Им он завершает свой 46 сезон. Тетралогию балетных спектаклей тура объединяет тема «Иное пространство слова».
Заключительные показы состоятся 28, 29 и 30 июля постановками «По ту сторону греха» и «Анна Каренина» на Исторической сцене Большого театра.